Healing Light

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Healing Light » Медитации » Как правильно медитировать


Как правильно медитировать

Сообщений 11 страница 13 из 13

11

О медитации популярно

Слово «медитация» ярко ворвалось и прочно закрепилось в лексиконе людей на постсоветском пространстве в конце 80-х – начале 90-х годов. После начавшейся Перестройки и последовавших демократических реформ это понятие стало достаточно модным и активно использовалось появившимися, как грибы после дождя, различными целителями, экстрасенсами и прочими представителями нетрадиционных направлений. Особый уклон на медитативные техники делали восточные и псевдовосточные религиозные организации и секты. И это не случайно, поскольку именно в духовных традициях Востока можно отыскать сохранившиеся первые упоминания об этих практиках. Однако вариации медитации были и в африканской, азиатской, американской, а также в европейской культурах. В некотором смысле более традиционное для России православное христианство и то содержит в себе элементы такой практики, ярко выраженные в т.н. «умном делании» (повторении «Иисусовой молитвы»).

Вместе с тем, еще даже во времена СССР медитация не считалась исключительной особенностью религиозных традиций. Так, Большая Советская Энциклопедия даёт описание этой техники и вызываемого ей состояния используя психологические термины, без какого-либо скептического настроения. Собственно говоря, слово «медитация» происходит от латинского meditor — размышляю, обдумываю, и до ХХ века в европейской культуре этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву.

Медитация – (латинское meditatio, от meditor – размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и тому подобных) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно – как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскрит dhyana, русское «думанье», древнегреческое medomai – «размышляю», английское musing – «дремотное мечтание» и т.п.).

Большая Советская Энциклопедия

И всё же та медитация, которую сейчас мы чаще всего подразумеваем под этим словом, берёт свои корни из древности. С развитием психологии и психотерапии восточные медитативные практики (часто именуемые «трансцендентной медитацией») стали предметом изучения и применения в науке. Исследования данных техник велись в огромном количестве университетов различных стран мира, и на сегодняшний день можно говорить о более чем 600 научных изысканий в этой области. Их результаты подтверждают, что медитация оказывает беспрецедентное влияние на все стороны жизни человека – развитие умственного потенциала, здоровье, поведение и взаимодействие с другими людьми. Исследования показали, что уникальны и физиологические изменения, которые медитация вызывает, и диапазон и значимость ее благотворных результатов.

Автор более 30 патентов в области развития человеческих возможностей, директор московского Центра быстрого чтения, академик Олег Андреев вот что говорит про положительные результаты медитативных практик: «В чем секрет умножения интеллектуального потенциала человека в процессе медитации? Прежде всего, в том, что здесь осваиваются глубоко лежащие слои разума, которые обладают большим интеллектуальным и творческим зарядом, чем обыденное сознание. Немалую роль играет и то, что чувства безграничного счастья и покоя, которые охватывают во время медитации, постепенно становятся частью повседневной практики, обыденного сознания».

Вот лишь часть клинически подтверждённых эффектов медитации:
• увеличение творческих и интеллектуальных способностей
• усиление иммунитета
• ослабление сердцебиения
• понижение кровяного давления
• усиление альфа-волн мозга
• выделение гормона эндорфина гипофизом, благодаря чему включается так называемый «центр удовольствия»
• расслабление мышц под воздействием гормона эндорфина
• уменьшение головной боли и боли в спине
• улучшение сна
• заметное уменьшение потребления спиртных напитков и сигарет
• снижение стресса
• углубление успокоения
• улучшение концентрации внимания
• углубление понимания себя (самоосознания)
• снижение и полное исчезновение (замещение) наркотической зависимости
• улучшение жизнеспособности

Научные данные также говорят, что медитация способствует расслаблению, освобождению от стресса, очищению сознания от ненужных мыслей и переживаний, получению душевного покоя и внутренней гармонии. В большинстве психотерапевтических методик рекомендуется упражняться в медитации по 20-30 минут несколько раз в неделю входя в состояние релаксации (мышечного расслабления). По мнению психотерапевтов, для освоения медитации на приемлемом уровне, достаточно упражняться по полчаса ежедневно на протяжении полугода.


Медитация в обыденной жизни

На самом деле каждый из нас по несколько раз в день пребывает в медитативном состоянии. Это происходит, когда мы внимательно смотрим телевизор, удобно расположившись на диване или в кресле. Мы медитируем, когда спокойно и отрешенно смотрим в окно или сидя на берегу реки следим за бурлящими потоками воды. Да разве мало случаев даже в бурной повседневной жизни, когда мы погружаемся в себя и входим в состояние медитации! Разве с вами не бывало, что в какой-то момент чей-то окрикнувший голос вдруг давал вам осознать, что вы погрузились в какие-то размышления или фантазии, что даже перестали четко осознавать окружающую обстановку? А ведь это тоже медитация!

Другой вопрос – это предмет медитации. В древних культурах считалось, что то, на что человек больше всего медитируете, о чем он больше всего думает – это и есть главная ценность для него, к которой он стремится и к которой он в конечном итоге может придти. Многие из нас наверняка замечали, что порой начинают подолгу сосредотачиваться на страхах, которые в последствие реально воплощаются в жизнь. А другие думают о более привлекательных вещах, и успех приходит в жизнь. Например, основной принцип современного течения в психологии т.н. «положительного мышления» гласит, что человек должен давать течь в своей голове только радужным мыслям. Действительно, наши мысли порой превращаются в «снежный ком». Чем больше мы настраиваем себя на хорошее, тем больше положительных эмоций к нам приходит. Когда же мы думаем о страхах, то только усиливаем их. Подобное притягивает подобное.

В этой связи не сложно догадаться к чему может привести просмотр фильмов ужасов и криминальных драм. Впрочем, тут даже не стоит особо гадать, а нужно лишь посмотреть на то, что стало происходить с нашей страной, когда в 90-е годы телеканалы захлестнули фильмы о бандитских разборках, насилии. Здесь конечно можно возразить, что фильмы стали отражением объективной реальности. Отчасти это так. Вместе с тем, чтобы дальше не углубляться в эту тему, остановимся на утверждении, что мышление и реальность оказывают взаимное влияние друг на друга, и процесс влияния второго на первое тем меньше, чем больше у нас внутренней свободы.

Сказанное не оставляет сомнений, что медитации могут стать «палочкой выручалочкой» в учебном процессе. Как минимум такие практики позволят стать более спокойными и уверенными на экзаменах, чтобы руки не дрожали, а в горле не застревал «железный ком». Более того, как говорилось, медитативные практики дают возможность раскрыть свои внутренние резервы, которых у нас предостаточно. По данным научных исследований, мы используем лишь около 10% возможностей нашего головного мозга. Так что можно себе представить, как разовьются творческие и интеллектуальные способности, внимание и интуиция в результате освоения позитивных медитативных техник.

0

12

Нестареющие древние техники

В современной психологии существует огромное количество медитативных техник. Можно даже сказать, что современная психология стала подобна медицинской промышленности. Придя в аптеку, можно увидеть огромный ассортимент лекарств, многие из которых предназначены для лечения одних и тех же заболеваний. Также и в психологии: на каждую проблему, задачу найдется своя техника. Если же систематизировать имеющийся арсенал медитаций, то принципиально они разделяется на два вида: медитация на пустоте, которая может вызвать вслед за собою особое состояние осознавания, творческого полёта, называемое на Востоке «Самадхи» или «Сатори», и однонаправленная медитация – это созерцание конкретного объекта, например, собственного дыхания, сознания или визуального образа. При этом конечной целью медитации «на одном» является погружение в медитацию «на пустоте».

Если говорить о конкретных техниках, то для начала прекрасно подойдет какая-нибудь базовая техника, способствующая глубокому расслаблению. Например, победитель двух международных фестивалей по психологии, автор книги «Лучшие психологические методики» Олег Гадецкий предлагает начинающим освоить медитацию «Храм тишины». Данная медитация – это техника сосредоточения на визуальном образе, который в конечном итоге должен привести к полной расслабленности и безмолвствованию:

Техника «Храм тишины»

Найдите тихое место, сядьте поудобней и закройте глаза. Вообразите себя гуляющим по окраине многолюдного и шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум. Гудят автомобили, визжат тормоза. Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, салонов одежды, цветочный магазин. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Старинными буквами на нем написано: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова.

Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь в окружении полной и глубокой тишины…

Побудьте внутри столько, сколько вам необходимо. Когда захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете?

Запомните дорогу, которая ведет в этот Храм тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Древний мудрец Патанджали, давший человечеству йогу, которую сейчас преподают почти в любом фитнес-клубе, полагал, что самой высшей медитацией является та, которая заключается в сосредоточении на звуке, на слове. Примечательно, что даже христианская Библия говорит: «Вначале было Слово». Этому может быть достаточно убедительное современное обоснование. Наука подтверждает, что вся материя представляет собой вибрации, и одно вещество отличается от другого по разнице в вибрациях. Вибрации же есть ничто иное как звук. Кроме того, именно звук, в отличие от запаха, визуальных образов и тактильных ощущений, обладает наибольшей проникающей способностью и способностью к передаче на дальние расстояния.

Современные психологи предлагают людям целый набор вариаций словосочетаний, которые также называют аффирмации. Предлагается, например, сосредотачиваться на словах «Всё будет хорошо», «У меня всё получится» или «Я желаю всем счастье». Самым высшим же звуком, несущим огромную энергетическую мощь, древний мудрец Патанджали в своем трактате называет «Ом», также произносящийся как Аум. Вот что он пишет: «Повторяйте Ом и размышляйте о его значении. Отсюда приобретается интроспекция (умение видеть глубь) и уничтожаются препятствия». Для этого он рекомендует как и в «Храме тишины» занять удобную позу, закрыть глаза, расслабиться и повторять Ом несколько минут.

Насколько был прав древний мудрец, современной науке ещё, вероятно, предстоит выяснить. Однако забавно, что несмотря на всевозможные тренажеры, виды спорта и оздоровительной гимнастики, оставленная им йога до сих пользуется популярностью практически по всему миру и признается как наиболее гармоничная техника для развития нашего тела. Быть может мудрец был прав и в отношении ума?

Источник:
Алексей Костылев
cepir.ru

0

13

Практика медитации. Правила

Чтобы пережить состояние медитации, необходимо придерживаться нескольких основных правил подготовки и практики. Следующие общие рекомендации предназначены для тех, кто ещё не знаком с медитацией, но стремится выяснить для себя, что это такое. Отсутствие подготовки может препятствовать успешному продвижению к цели, особенно на ранних этапах. Поэтому важно при всякой возможности максимально тщательно соблюдать перечисленные ниже правила.

Время. Лучше всего ежедневно проводить занятия в одно и то же время. Эта регулярность создаёт привычный распорядок, благодаря которому ум и тело будут подготовлены к практике.

Лучшее время для занятий — раннее утро или вечер, перед тем как ложиться спать. В действительности, самое благоприятное время приходится на промежуток между четырьмя и шестью часами утра. В Индии эти утренние часы называют брахмамухурта и считают их наиболее способствующими медитации. В это утреннее время ум и тело, как правило, сильнее всего расслаблены. Кроме того, это самое спокойное время суток, когда наименее вероятно отвлекающее действие внешних факторов. Обычно в эти часы вас ещё не одолевают повседневные проблемы.

Необходимо заниматься либо до еды, либо через несколько часов после неё. Трудно расслабляться с полным желудком. Если вам приходится заниматься после еды, старайтесь есть умеренно.

Продолжительность. Некоторые люди, горя энтузиазмом, сразу начинают с очень продолжительных занятий. Однако, этот энтузиазм, как правило, постепенно улетучивается. Например, человек может решить заниматься по часу ежедневно. На следующий день это время сокращается по любой имеющейся уважительной причине. На третий день практика будет ещё короче, а на четвёртый он может и вовсе от неё отказаться. Гораздо лучше начинать с продолжительности, которую вы легко можете выдерживать ежедневно. Даже пятнадцать минут ежедневной практики лучше, чем заниматься час в первый день, полчаса во второй, и вовсе не заниматься в третий.

Будьте реалистами, выбирая период времени, который вы можете уделять своей практике. По мере продвижения вперёд, постепенно увеличивайте этот период в соответствии со своими потребностями. Важно не считать практику обузой; скорее, её следует воспринимать как время развлечения.

Сидячая поза. Используйте предписываемые медитативные асаны: Сукхасана, Ваджрасана, Падмасана, Сиддхасана, Ардха Падмасана,

Место для занятий. Для занятий выберите чистое и тихое место. Оно должно быть хорошо проветриваемым, но без сквозняков. Здесь должно быть сухо, но не жарко. Не сидите на холодном полу. Постелите на пол коврик или одеяло. Вокруг вас должно быть достаточно свободного пространства, чтобы вам не мешала мебель или какие-нибудь другие близко расположенные предметы. Старайтесь каждый день заниматься в одном и том же месте.

Одежда. Одежда зависит от климатических условий; однако она должна быть как можно легче, насколько это позволяют обстоятельства. Кроме того, одежда не должна быть тесной или как-либо мешать процессу дыхания.

Если в помещении много мух, москитов или других насекомых, укутайтесь простынёй или лёгким одеялом, чтобы не подпускать их. Людям, живущим в жарком климате, можно укрываться под противомоскитной сеткой. Это важно, поскольку очень трудно заниматься должным образом, когда вокруг жужжат мухи и москиты.

Сон. У большинства людей естественным следствием расслабления становится сон. Однако, медитативные практики предназначены вовсе не для этого. Кто-то может начать вставать раньше, чем обычно, чтобы заниматься йогой. Таким людям особенно часто оказывается трудно сохранять бодрствование. Старайтесь не засыпать, поскольку если это происходит, вы просто напрасно теряете время, поднимаясь рано. Если вам хочется спать, лучше оставаться в постели.

Есть различные способы преодоления этой склонности ко сну: можно раньше ложиться вечером и/или принимать душ перед занятиями и всякий раз при появлении признаков сонливости. Холодный душ — это более радикальное, но и более эффективное средство. Существует альтернативный метод, который требует большего времени и действует дольше — это самовнушение. То есть, вы внушаете себе перед занятиями и в течение всего дня, что вы не будете засыпать в процессе медитативной практики. Если вы говорите убеждённо, эта мысль укоренится в подсознании.

Возможно, самый лучший способ предотвратить засыпание в ходе медитативной практики состоит в том, чтобы делать перед ней асаны и пранаяму. Эти техники прекрасно подходят для достижения обострённого бодрствования. Наряду с этим, они одновременно вызывают расслабление комплекса ум-тело. Благодаря этому, они позволяют максимально эффективно использовать медитативные техники. Вот почему мы рекомендуем асаны и пранаяму в качестве обязательного элемента вашей программы занятий йогой.

Некоторые люди чувствуют сильное утомление после медитативной практики. Это в точности противоположно тому, чего следует ожидать. Медитация должна вызывать расслабление и отдых. Если этого не происходит, можно с уверенностью сказать, что вы занимаетесь неправильно. Скорее всего, вы слишком стараетесь сосредоточиться, вместо того, чтобы просто осознавать, позволяя уму блуждать. Не сражайтесь и не боритесь с умом, словно это враг, которого следует подчинять себе силой. Обращайтесь с ним в большей степени как с другом, стараясь уговорить его мягким убеждением.

Медитация должна быть источником радости. Это время, когда мы настраиваемся на более глубокие аспекты своей природы. Это не может приводить к усталости. Если вы всё же устаёте, проверьте, не допускаете ли вы ошибок в своей практике.

Оптимизм и пессимизм. Многие надеются пережить медитацию в самый первый день своей практики. Это крайне маловероятно. Следует просто упорно заниматься и принимать всё, что происходит. Даже если вы, быть может, не почувствуете опьяняющей радости медитации, у вас, несомненно, будет много других полезных приобретений, в том числе, психологическая уравновешенность и непринуждённое отношение к жизни.

Временами вы будете приходить в уныние и сомневаться в том, что говорят о медитации. Вам будет казаться, что вы, быть может, понапрасну тратите время, гоняясь за «воздушными замками». У всех в то или иное время бывает такое ощущение. Не отчаивайтесь, ибо трансцендентальный опыт медитации принадлежит всем нам от рождения — это сокровище жизни, ожидающее, пока мы его найдём.

Физическое расслабление. Одно из главных препятствий, которые необходимо преодолевать в медитативных практиках — это физическая боль, скованность и общее напряжение. Необходимой предпосылкой медитации является способность забывать о физическом теле. Это невозможно, если вы постоянно осознаете боль или ломоту. Существуют разнообразные методы последовательного расслабления всего тела. Лучший из них — выполнение серии асан перед началом медитативной практики. По существу, асаны специально предназначены для этой цели.

Если вам некогда заниматься асанами, есть превосходный способ достижения достаточного расслабления тела за короткое время. Он состоит в использовании наукасаны. Наукасана ненадолго напрягает все тело, а затем снова его расслабляет. Повторите её несколько раз. Это прекрасный метод быстрого достижения физического расслабления. Он основан на том, что после подчёркнутого физического напряжения тело склонно стремиться к противоположной крайности, то есть, расслаблению.

Есть ещё один метод, который предусматривает поочерёдное максимальное напряжение различных частей тела. Лягте на спину в шавасане. Направьте своё осознание на правую ногу и напрягайте её как можно сильнее в течение такого времени, которое вы способны выдержать, не переутомляясь. Затем перестаньте напрягаться и расслабьтесь. После этого повторите то же самое для левой ноги, обеих рук, кулаков, живота, груди и плеч и, наконец, для всего тела. Этот быстрый способ расслабления тела перед медитативной практикой должен занимать около пяти минут.

Умственное расслабление. Вся суть медитативных практик состоит том, чтобы вызывать психологическую уравновешенность и спокойствие ума, как средство достижения медитации. Однако зачастую бывает трудно добиться успехов из-за эмоционального и умственного напряжения. Асаны и пранаяма — прекрасные методы успокоения даже самого взбудораженного ума. Это ещё одна причина для практики асан и пранаямы перед переходом к медитативным техникам.

Нередко нас одолевают навязчивые и упорные мысли, имеющие эмоциональную окраску, которая связана с завистью, ненавистью, гордостью, страхом и т.д. От них нелегко избавиться. Ни в коем случае не следует пытаться их подавлять, поскольку в этом случае они просто скрываются в подсознании. Позвольте этим тяжким и утомительным мыслям возникать, но наблюдайте их с осознанием. То есть, смотрите на эти мысли так, будто это нечто отличное от вас самих, будто они происходят вне вас. Так они утратят свою остроту и перестанут вас одолевать.

Разумеется, профилактика всегда лучше лечения. Желательно, чтобы эти эмоционально нагруженные мысли вообще возникали как можно реже. Этого можно достичь, следуя правилам, которые мы уже объясняли в предыдущих разделах, наряду с постоянной практикой всех разновидностей йоги.

В действительности, причина напряжения кроется в уме. В ходе медитативной практики вы будете постепенно встречаться лицом к лицу с источниками этих беспокойств. Люди переживают их в множестве различных форм, однако они представляют собой лишь проявления определённой первопричины или ядра, скрытого в глубинах нашей психики. Пока это ядро существует в подсознательном уме, мы всегда будем чувствовать себя несчастливыми и эмоционально неуравновешенными. Всё это — лишь внешние проявления этого ядра, которое имеет форму конфликта или комплекса, и от них можно избавиться лишь ясно видя и понимая подсознательные проблемы. Это медленно, но верно достигается посредством медитативных практик. В результате человек становится всё более и более психологически и эмоционально уравновешенным и расслабленным; кроме того, сами практики начинают приносить все большую пользу. Чем больше вы расслаблены, тем более способны погружаться в глубины ума. И наоборот, чем глубже вы погружаетесь в собственный ум, тем больше расслабляетесь. Это двоякий процесс, происходящий параллельно.

Рациональное мышление. Занимаясь медитативными практиками, старайтесь отвлекаться от интеллектуального мышления, поскольку цель медитации — выйти за пределы, как рациональных, так и иррациональных мыслей. Это нелёгкий процесс. Не подавляйте непрерывный поток мыслей, но, снова, просто осознавайте их. Старайтесь полностью погрузиться в свою практику.

Проводник для осознания. Для того, чтобы можно было направить осознание в глубины ума, требуется символ, процесс или звук, который действует в качестве проводника или средства, позволяющего зафиксировать внимание. Мы будем предлагать эти средства при описании конкретных техник. Однако, читатель может захотеть сам найти походящее средство, удовлетворяющее его личным вкусам. Вы должны знать, что легче всего привлекает ваше внимание, и руководствоваться этим. В этой книге невозможно угодить всем индивидуальным пристрастиям. Мы можем лишь в общих чертах указать средства, которые, как мы знаем, оказались походящими для большого числа людей. Поэтому рекомендации, которые даны ниже, призваны помочь вам найти и выбрать то, что вам больше всего подходит.

Как правило, проводник осознания бывает более действенным, если он обладает неким глубоким значением или смыслом. Вам легче удастся достичь глубокого сосредоточения, если объект приковывает или удерживает ваше внимание, так как ваше осознание будет менее склонно блуждать там и тут и будет направлено в сферы ума. Если проводник не имеет для вас никакого, или почти никакого значения, ваше осознание, скорее всего, будет невнимательным. В этих обстоятельствах вы можете расстраиваться и перенапрягаться, стараясь достичь точечного сосредоточения. Это препятствует достижению успеха и продвижению вперёд в медитативных практиках.

Проводником осознания может быть почти всё, что угодно. Если вы принадлежите к той или иной религии, то можете использовать изображение или форму Бога. То есть, если вы христианин, то вы, скорее всего, добьётесь успеха, используя изображение или образ Христа или любого великого христианского святого. Если вы буддист, выбирайте Будду, а если вы индуист, вы можете выбрать любую из инкарнаций или аватар Бога, например, Кришну, Раму и так далее. В этом отношении вам принадлежит свобода выбора. Только вы можете выбрать символ, который имеет для вас глубокий смысл.

Если вы не принадлежите ни к какой религии, в вашем распоряжении есть много других объектов, которые можно выбрать вместо религиозных символов. Если у вас есть гуру, сосредоточивайтесь на его образе, или же можно сосредоточиваться на кресте, символе инь-ян, символической форме АУМ, процессе дыхания, любой мантре, розе, лотосе, луне, солнце, свече и т.д. Повторяем — вы можете выбрать что угодно, но вы должны ощущать симпатию и влечение этому объекту, и без усилий сосредоточиваться на нём.

Большинство из нас восхищаются множеством вещей, но не чувствуют к ним какого-либо непреодолимого влечения. В таком случае продолжайте использовать практики, которые мы вам даём. При наличии вдохновения, вы всё равно будете добиваться успехов.

Однако со временем, когда вы начнёте исследовать более глубокие сферы своего ума, вы внезапно столкнётесь с психическим символом, который будет иметь для вас ранее не виданную значимость. Даже если вы попытаетесь анализировать этот образ, вы не сможете понять, почему вас к нему так влечёт. Он будет почти подавлять вас своей глубиной. Некоторых людей весьма удивляет природа символа, который оказывается для них чрезвычайно притягательным. Это может быть даже символ, принадлежащий к культуре, которая совершенно чужда вашему теперешнему образу жизни. Тем не менее, если вы хотите, то можете выбрать этот символ в качестве проводника осознания для своей практики. Вы можете либо зарисовать его, либо научиться мысленно видеть его перед своими закрытыми глазами. Важно чтобы символ был совершенно чётким и ясным, будь то рисунок или мысленный образ. Полезным проводником осознания может быть телесный процесс, например, дыхание. Сосредоточение на дыхании используется во многих техниках.

Некоторые люди, в особенности те, кто склонны к абстрактному мышлению, могут использовать в качестве проводника идею или вопрос. В частности, это применимо в области джняна йоги, где практикующий полностью погружён в исследование собственной природы и всего бытия. Или же можно использовать абстрактные понятия, например, идеи бесконечности, вечности, сострадания или любви. Однако, для большинства людей эти виды проводников осознания слишком трудны, особенно на ранних этапах практики йоги. Поэтому мы рекомендуем вам выбрать более конкретный объект, символ или процесс. В большинстве медитативных практик, с которыми мы будем вас знакомить, используются именно такие осязаемые средства. Дальнейшие подробности по этому вопросу будут даны при описании конкретных практик.

Осознание. Мы уже подробно говорили об осознании в других разделах; однако, мы снова дадим краткое резюме этой темы. Суть медитативной практики состоит в развитии осознания — то есть, осознания различных сфер ума. Без осознания медитация невозможна.

Помните, что осознание означает, что вы должны быть свидетелем процессов, происходящих в уме, равно как и процесса самой медитативной практики. Иными словами, вы должны чувствовать себя отдельным от своих мыслей. Не теряйтесь в них и не привязывайтесь к ним. Просто следите за процессами мышления, как будто вы посторонний наблюдатель. Если ваш ум склонен блуждать и размышлять о других вещах, помимо вашей практики, не расстраивайтесь и не пытайтесь подавлять эту тенденцию. Это случается со всеми. В какие-то дни мы настолько расслаблены, что наше осознание автоматически закрепляется на своём проводнике без каких либо усилий с нашей стороны, тогда как в других случаях наше внимание перескакивает с одного на другое, как мартышка.

Вы должны принимать и хорошее, и плохое. Подчинить себе свой ум можно только позволяя ему блуждать, как ему угодно, и не заставляя его сосредоточиваться. Предоставьте ему свободу действий, но в то же время осознавайте тот факт, что он блуждает, скитается без цели и перескакивает с одного на другое. Иными словами, одновременно сохраняйте осознание разных мыслей, возникающих в уме, наряду с процессом своей медитативной практики. Спустя некоторое время, вы обнаружите, что ум перестаёт блуждать, — он автоматически закрепляется на практике. Мы снова подчёркиваем — не форсируйте однонаправленность.

Порой ум будет особенно волноваться. Он будет непрестанно перескакивать от одной мысли к другой или будет полностью одержим какой-то проблемой или другим эмоциональным конфликтом в вашей жизни. Прекрасный метод преодоления такой, казалось бы, безвыходной ситуации и достижения расслабления — это многократное повторение мантры. Для этой цели хороша мантра АУМ, которую в подобной ситуации следует повторять громко и как можно дольше. Если делать это со всем старанием, она оказывает почти невероятное успокаивающее действие на ум. Это так просто, но в то же время так действенно.

Источник:
Энциклопедия Йоги

0


Вы здесь » Healing Light » Медитации » Как правильно медитировать