Healing Light

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Healing Light » Духовное развитие » Различные ступени духовного развития


Различные ступени духовного развития

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В санскрите есть 3 особых понятия:
Атма – Всеобщая душа, а также конкретная душа, индивидуальность, личность;
Махатма – великая душа, просветленное существо, духовная личность;
Параматма – божественный человек, человек, себя осознавший, Богоосознающая душа.
Как сказано в «Гайян»: «Если вы только изучите человека, вы так много в нем найдете», – вот почему человек (и я имею в виду каждого человека) имеет широкую возможность развиваться в духовных сферах. Обычный ум не в состоянии даже вообразить себе широту доступных для человека духовных сфер.

Под выражением «божественный человек» с давних пор подразумевают главным образом человека, и лишь очень немногие сознают, что в действительности оно означает Богочеловека. Причина этого в том, что все верующие отделяют человека от Бога и ощущают между Богом и человеком столь глубокую пропасть, что возникает необходимость заполнить ее тем, что они называют религией. Вера стоит разделительной стеной между Богом и человеком, она приписывает все грехи человеку, а всю святость – Богу. Эта идея неплоха, но далека от истины.

«Атма»
При рассмотрении первого понятия «Атма» человечество можно разделить на 3 основные группы. В первую группу входят люди-животные, во вторую – люди-демоны, а в третью – человеческие существа. Индийский поэт говорит об этом: «В жизни так много трудностей, ведь даже человеку трудно быть человеком».

Человек-животное думает лишь о еде и питье, его поступки ничем не отличаются от действий животного, ограниченного удовлетворением естественных потребностей. Человек, наделенный демоническими качествами, тот, в ком «я», эго, стало настолько сильным и мощным – и поэтому столь слепым, что практически полностью вытеснило всякое чувство благородства, доброты, справедливости. Такое существо черпает удовольствие в страданиях другого, отвечает злом на добро, испытывает наслаждение от дурных поступков. Число принадлежащих к этой группе велико.

Затем есть разумный человек, это тот, в ком развиты чувства. Возможно, врачи имеют другое представление о том, кого считать нормальным человеком, но с точки зрения мистика лишь человек, в котором есть равновесие между разумом и чувством, лишь человек, пробужденный к чувствам других, и тот кто сознателен во всех своих поступках и учитывает возможные их последствия для окружающих, он становится разумным. Иначе говоря, даже человеку не так-то просто стать человеком. Иногда на это требуется вся жизнь.

«Махатма»
Махатма есть просветленная душа. Он смотрит на жизнь с другой точки зрения. О других он думает больше, чем о себе; его жизнь посвящена благодеяниям; он не ждет признательности или награды за все, что делает для других, не ожидает благодарности или воздаяния за все то, что он делает для других, он не ищет хвалы и не боится хулы. Соединенный одной стороной своего существа с Богом, а другой – с миром, он живет так гармонично, как это возможно. Почему он избирает для себя путь благочестия и праведности? Почему проводит жизнь, уча человечество и проповедуя ему? Он так поступает потому, что это для него естественно; всякое любящее и просветленное сердце жаждет видеть других в лицезрении торжества.

Существуют 3 категории Махатмы. Один сражается с самим собой и условиями вблизи и вокруг него. Почему он вынужден сражаться? Ответ таков: всегда есть противоборство между человеком, стремящимся ввысь, и встречным ветром, относящим его назад. Постоянное сопротивление этого ветра ощущается каждым, кто делает шаг на пути прогресса. Ветер – это конфликт с самим собой, конфликт с другими, конфликт с окружающими обстоятельствами; конфликт, возникающий из всего вокруг до тех пор, пока каждая часть Махатмы проверяется и пробуется, пока его терпение не будет почти полностью истощено, а его эго разрушено. Это твердая скала, превращающаяся в мягкую пасту. Солдат на войне может получить много ранений и еще больше тяжелых впечатлений, остающихся в сердце подобно ранам. Таково и положение воина, вступившего на путь духовности, потому что все против него: друзья, хотя они и не знают об этом, враги, обстоятельства, окружение, собственное «я». Но раны, которые он получит в битве, и впечатления, которые из нее вынесет, сделают его духовной личностью, личностью, которой трудно противостоять, которая непобедима.

Другой тип Махатмы учит урок пассивности, смирения, жертвенности, Любви, поклонения и благосклонности. Бывает Любовь, похожая на пламя свечи: дунь – и она исчезнет. Все, на что она способна, – светить, пока ее не задули; она не может противостоять дуновению. Другая Любовь напоминает солнце, что встает и достигает зенита, а потом опускается за горизонт и исчезает; она длится дольше. Но есть Любовь, подобная божественному Разуму, который был, есть и будет всегда. Открывание или закрывание глаз не отбирает разума; солнце может вставать и садиться, но его движение по небу не повлияет на разум. Когда рождается такая Любовь, что способна выдержать ветер и бурю и стать только прочнее от подъемов и падений, тогда человеческий язык становится другим, – мир не может понять его. Как только Любовь достигает Властителя Любви, она уподобляется водам океана, поднимающимся в виде пара, собирающимся в облака над землей и проливающимся вниз дождем. Постоянное изменение такого сердца непредставимо; не только люди, но и птицы, и звери не могут не чувствовать его воздействия. Это Любовь, которую нельзя выразить словами и которая доказывает теплоту той атмосферы, что она создает. Смиренная душа Махатмы может показаться слабой тому, кто не способен его понять, потому что Махатма равно принимает и награду, и проклятие, и все, что ему дается: одобрение и неодобрение, радость и боль. Все, приходящее к нему, он принимает смиренно. Для третьей категории этих высокоразвитых душ есть борьба – с одной стороны, и смирение – с другой. И это наиболее сложный путь к развитию: один шаг вперед, другой – назад и так далее. В таком развитии нет подвижности, потому что всякий шаг уравновешивается своей противоположностью. С одной стороны, душа руководствуется силой, с другой – Любовью; с одной стороны – царственностью, с другой – рабской покорностью. В одной персидской поэме император Газнави говорит: «Как царь я имею тысячи рабов, готовых откликнуться на мой зов. Но с тех пор, как Любовь зажгла мое сердце, я стал рабом моих рабов». С одной стороны активное начало, с другой – пассивное.

Первый тип Махатмы может быть назван мастером, второй – святым, третий – пророком.

«Параматма»
Параматма – это наивысшая ступень пробуждения сознания. Обычный человек придает большее значение миру и меньшее Богу; просветленный – большее значение Богу и меньшее миру; Параматма же одновременно и придает и не придает значения Богу или миру. Он есть то, что он есть. Если некто скажет ему: «Это все правда», – он ответит: «Да, все это правда». Если некто скажет: «Это неправда», – он ответит: «Да, это неправда». Если некто скажет: «Все есть одновременно и правда и неправда», – он ответит: «Да, все есть одновременно правда и неправда». Его речь становится невнятной и головоломной. Ведь легче общаться с тем, кто говорит на нашем языке, а едва только смысл слов меняется, язык тоже претерпевает изменение; он становится чужим, иностранным языком в сравнении с обыкновенной речью. Слова ничего не значат для Параматмы, но значит только их внутренний смысл. Нельзя даже сказать, что он понимает смысл: он сам есть смысл; он становится тем, к чему другие стремятся.

Хазрат Инайят Хан

0

2

Этапы развития личности

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.

Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.

Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.

Первый этап развития личности. Это - этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.

Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

Второй этап развития личности. Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др. Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.

По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности. Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.

Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.

Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития.

© Игорь Саторин

Статья “Этапы развития личности” написана специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/08/levelup/

0

3

Фазы духовного развития по Юнгу

Четыре фазы духовного развития:

1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению

Обычно человек не столько живет, сколько проживает свою жизнь. Но однажды этот человек может с тревогой обнаружить, что в нем что-то изменилось. Человек начинает искать смысл и назначение жизни. Встревоженный утратой психического равновесия человек старается бороться с этим отклонением, отчаянно пытаясь удержаться за ускользающую от него реальную жизнь. Здесь типичны состояния тревоги, беспокойства, пустоты. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего распада может быть физическое уничтожение /глубокая депрессия/. Эти многообразные проявления кризиса напоминают симптомы неврозов и пограничных состояний.

В данном случае конфликты порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственных, религиозных или духовных пробуждений. Выяснить их нетрудно, признав их реальность.

2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением

Последующий прилив радости энергии света нередко приносит чудесное облегчение. Предшествующие конфликты и страдания, а также вызванные ими физические и психические симптомы исчезают иногда с поразительной быстротой. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно исцелению.

Иногда личность не соответствует требованию момента и оказывается не в состоянии правильно усвоить нисходящие в нее свет и силу. Это может быть с личностью, если ее ум не уравновешен, эмоции и воображение бесконтрольны, а нервная система чувствительна. Если ум неспособен вынести озарение, или человек в душе самовлюблен, тщеславен, это приводит к смещению уровней между абсолютной и относительной истиной.

В этих случаях прилив духовной энергии может вызвать отрицательный эффект - усиление и разрастание Эго /человек утверждает о своем могуществе/. Иногда прилив энергии производит в человеке внезапный переворот, который проявляется в бесконтрольном неуравновешенном буйном поведении. Для этой формы реагирования характерны слезы, пение, эмоциональные вспышки.

3. Реакции на духовное пробуждение

Реакции этой фазы многообразны и наступают после пробуждения. Отличительным признаком духовного пробуждения является чувство радости и интеллектуальное прозрение, а вместе с тем - осознание цели и смысла жизни. Продолжительность такого приподнятого состояния может быть различной, но ему суждено прекратиться. Как и все во Вселенной, прилив света и любви происходит циклически, через некоторое время он слабеет или прекращается, и за приливом следует отлив. Временная реакция бывает столь сильной, что человек рассматривает пережитое как иллюзию, игру воображения, он становится желчным и едким, но не может вернуться к своему прежнему состоянию. Красота и притягательность не может подавить этот образ. Его посещает ностальгия по "божественному", которая лишает его покоя. Возможны депрессия, отчаяние, попытка к самоубийству

4. Преображение

Эта фаза наиболее богата событиями. Она изобилует переменами, чередованием света и тьмы, радости и страдания. Часто преображение отнимает у человека столько сил и внимания, что он может не справляться с обычными мирскими делами и проблемами. Появляются психические расстройства, упадок сил, бессонница, эмоциональная подавленность, творческое бесплодие, тревожность, возбудимость. Иногда расстройства вызываются усердными попытками приблизить момент высшего постижения путем сдерживания, подавления сексуальных и агрессивных влечений, что приводит лишь к углублению конфликта, росту напряжения и невротическим симптомам.
Для преодоления кризиса необходима гармоничная интеграция, объединяющая все влечения в одну совокупную личность, сперва путем согласования их между собой из подчинения, а затем путем согласования и сублимации избыточной или неиспользованной части энергии.

Изложение этих фаз по Юнгу принадлежит перу А.В. Безруких и О.М. Пилявиной, и не вполне совпадает с классификацией Грофа: собственно, у Грофа вообще не фазы, а классификация подвидов кризиса. Теоретически в каждом из них можно выделить подобные фазы, если надо. Насколько оно надо - я как раз сейчас и думаю... :)

Источник:
Ольга Подольская
http://olga-podolska.livejournal.com/51157.html

0


Вы здесь » Healing Light » Духовное развитие » Различные ступени духовного развития