Классическая музыка
Немаловажным фактом является то, что музыка влияет на функции многих жизненно важных физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, пищеварительной), а также на центральную нервную систему. Выявлена следующая закономерность воздействия различных тональностей на наш организм:
На вены и сосуды влияет музыка в тональности ля мажор (например «Крейцерова соната» Людвига ван Бетховена)
си мажор хорошо действует на артрит и заболевания стоп (пример — прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха)
музыка в ре бемоль мажор лечит болезни глаз и мигрени (например «Ноктюрн» Ф. Шопена);
тонзиллит, заболевания ушей (отит) и шейных позвонков вылечивает ми бемоль мажор (Концерт для фортепиано Ференца Листа);
фа диез мажор приводит в нормализации состояния при заболеваниях органов дыхания (астма, пневмония, бронхит) и сердца (прелюдии том I, ХТК И. С. Баха);
несварение или язву, а также камни в желчном пузыре и панкреатит успешно лечатся музыкой в тональности соль диез мажор (пример — прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха);
хорошо воздействует ля диез мажор на состояние позвоночника и состав крови («Авэ Мария» Ф. Шуберта);
гепатит, аппендицит, колиты и другие заболевания кишечника лечит всем хорошо известный «Свадебный марш» Ф. Мендельсона из 5-ой симфонии в тональности до мажор;
почки и мочевой пузырь исцелит мелодия в тональности ре мажор (вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса);
терапия кожных заболеваний проводятся при прослушивании композиций в соль мажоре (например «Танго» А. Пиацоллы из к/ф «Аромат женщины»);
болезни половых органов и носовой полости лечит ми мажор. Пример — Концерт для скрипки с оркестром ми мажор И. С. Баха;
ревматизм облегчается после прослушивания музыки в тональности фа мажор (пример — «Токката» Баха);
Однако не стоит убеждаться в том, что полезна лишь классическая музыка. Например, тяжелый рок можно тоже применять при терапии. Так хирурги в своей практике применяют композиции группы «Пинк Флойд».
В ходе исследований было установлено, что музыкальные композиции с сопровождением вокала не имеют хорошего влияния на результаты лечения. Почему Ответ в том, что существует огромное воздействие звуков голоса на подсознание, следовательно, не происходит синхронизации работы обоих полушарий мозга. Такое явление наблюдалась лишь при прослушивании скрипичной и фортепианной музыки с минимальным набором духовых инструментов. Так что, при превышении установленного порога громкости звучания положительный эффект уменьшается.
Некоторое время назад американский исследователь Дон Кэмпбелл написал бестселлер «Эффект Моцарта», при этом данный компакт-диск произведений Моцарта сразу попал в десятку самых популярных записей классической музыки на страницах американского журнала «Биллборд». После этого среди людей, которые хотели быть умными, начался настоящий бум.
И действительно, классическая музыка очень сильно воздействует на состояние мозга. При изучении работы головного мозга ученым Гордоном Шоу, стало известно, что нервные клетки мозга образуют «группы», которые работают в определенном ритме. В то время, когда компьютер воспроизвел подобный ритм, подбирая звуки, результат получился вполне неожиданным, так как зазвучали мелодии Востока и музыка эпохи барокко, а также довольно новые произведения.
Кроме того, известно, что поп-шлягеры, так и экзерсисы маэстро Гласса обладают низкими показатели по шкале воздействия на наш мозг, при этом музыка Моцарта, благодаря ее неожиданным переходам и перетеканиям звуков, с ее богатством нюансов, занимает первые места. Секрет благоприятного воздействия музыки Моцарта заключается в выдержаном тридцатисекундном ритме «громкое-тихое», который отлично соответствует характеру биотоков головного мозга. Так, к примеру, при лечении пациентов, страдавших от эпилепсии, в 29 случаях из тридцати шести терапия имеет положительный результат. Припадки стали случаться все реже, и протекали они все спокойнее.
Как же происходит взаимодействие музыки с нашим организмом Сначала следует отметить, что клетки, воспринимающие звуки, находятся в перепончатой капсуле (улитке), которая находится в глубине черепа — внутреннем ухе. Она представляет собой спирально закрученную трубку, заполненную жидкостью, она также образует так называемый лабиринт.
Сначала воздушные колебания заставляют вибрировать барабанную перепонку, а затем вибрация передается по слуховым косточкам (молоточку, наковальне и стремечку), которые протянуты по всему среднему уху, соединяя барабанную перепонку с улиткой. Внутри улитки вибрирует жидкость, а перекатывающиеся по ней волны раздражают слуховые клетки внутреннего уха, после чего головной мозг настраивается на эти раздражения, которые уже являются электрическими импульсами, и распознает в них звуки.